ИНВАЛИДЫ И ОБРАЗОВАНИЕ: ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА ИЛИ ЗАЧЕМ «ШТАМПУЮТ» ПСИХОЛОГОВ?!

Саяпин Евгений Владимирович — к.т.н., практический психолог. Больница Центросоюза РФ (г. Москва). E-mail: sayapin_evgeniy@mail.ru Сайт: www.menconsulting.ru

— Уважаемые коллеги, поднимите, пожалуйста, руку, кто будет работать по специальности психолога, после окончания учебы в университете?

Одна — две руки из 12… 15 человек! Были группы, где и этих рук не было!

— А если не пойдете работать психологами, тогда зачем учитесь?

— Во-первых, «не так сложно учиться в этом университете», во-вторых, «нужен диплом о высшем образовании», в-третьих, «когда стану старше, то, может быть, «когда-нибудь» я надумаю работать психологом» (?! ), в-четвертых, «трудно найти работу психологом и на достойную зарплату» (?! )… Есть и в-пятых, и в-шестых.

Это — основные ответы студентов, которым я преподавал ряд предметов по психологии в Московском университете инклюзивного обучения (МГГЭУ). Следует заметить, что в этом университете учат не только на психологов, но и на экономистов, социологов, математиков, юристов и др.

Сегодня в системе высшего образования РФ многие вузы берутся обучать людей с ограниченными возможностями по здоровью. История обучения инвалидов довольно богата и обширна, но один из первых вузов — МИИ (Московский институт инвалидов), ректором которого был профессор Л.А. Саркисян. Немаловажное уточнение: Саркисян Л.А. сам был инвалидом, поэтому проблему «видел» буквально изнутри, и на его энергии была реализована мощная идея создания «Города для инвалидов». Под «городом» понимается жизнь и обучение ребят в одном месте в зеленом районе г. Москвы. В институте (поначалу он был интернатом) ребята могли жить в общежитии, активно общаясь, учиться, питаться три раза в день, получать первую медицинскую помощь и т.д. Повторю, что всё это происходило в одном месте, на одной территории. По результатам проделанной работы ректор совместно с группой учёных-единомышленников написал прекрасную монографию «Лечебная педагогика» [3], которую обязательно следуют прочесть всем родителям, направляющим своих детей-инвалидов получать высшее образование.

Сразу замечу, что в данной статье выражаю только свое, субъективное мнение, и оно может в корне отличаться от мнения корифеев высшего инклюзивного образования. Но, я уверен, что два года преподавания (доцент-почасовик) студентам дневного и заочного обучения позволяет мне поделиться опытом и наблюдениями хотя бы в одной объемной статье.

Теме инвалидов посвящено достаточно много специальных трудов, но в данном случае хочу обратить внимание на «популярные», житейские моменты обучения инвалидов и на их внутренний мир. Подобные темы требуют тщательного взвешивания слов и мыслей, чтобы не оскорбить чувства инвалидов. Наверное, поэтому по таким вопросам обычно распространяются неохотно, но есть расхожая фраза, что от судьбы не зарекайся: сегодня ты здоровый, а что будет завтра — неизвестно?! Поэтому предложенная информация не будет лишней и никому не повредит!

Что такое инклюзивное образование? Сейчас модно употреблять иностранные слова, поэтому английское слово «inclusive» (включающий, охватывающий) стало употребляться и в этом случае. Т.е., включение в один состав двух разных групп людей: инвалидов и НЕинвалидов. Идея хорошая и правильная, только работает она не всегда эффективно и как хотелось бы. Что это значит? В студенческой группе, состоящей из 10-15 человек половина — инвалиды, остальные НЕинвалиды, и все они должны тесно взаимодействовать между собой. По логике, инвалиды, глядя на здоровых студентов, «должны» подтягиваться до их уровня, а здоровые, видя трудности инвалидов, «должны» помогать им как морально, так и физически, избавляясь через это от неприятия факта «инаковости», неполноценности другого человека, становясь терпимее и, если не сострадательнее, то нейтральнее, без внутреннего болезненного протеста, который в наше время часто можно слышать от физически здоровых людей: «Мне больно смотреть на их страдания!», «Почему я должен это терпеть, глядя на них!».

Но, увы, человеческая природа устроена несколько иначе. Наблюдения показали, что здоровые ребята, общаясь с инвалидами, на бессознательном уровне [6], сами начинают «заражаться» их страхами, фобиями, неуверенностью, обидами, комплексами и т.д. Конечно, это происходит не сразу, а постепенно от курса к курсу до момента выпуска. Самым опасным в такой ситуации становится смещение акцентов, подмена понятий и «перелицовка» стандартов, когда, к счастью — редко, инвалидность становится нормой, а «здоровость», если не недостатком, то ощущением несоответствия.

Что происходит в жизни студентов-первокурсников? Поначалу они всему радуются, что называется, «летят» по жизни. Особенно это касается инвалидов. Они общаются между собой, видят, чувствуют, что не одиноки, что есть общие проблемы, болезни, делятся своими мыслями, опытом о том, как выходить из трудных ситуаций, обсуждают общие темы и т.д. Но по мере приближения к старшим курсам, т.е. к окончанию учебы, к моменту получения диплома о высшем образовании, к выходу «за забор», в реальную жизнь, они часто впадают в уныние или депрессию. Бывает ли так со всеми? Конечно, нет, но в большинстве случаев дело обстоит именно так.

Прежде всего, несколько слов о важнейшем на этапе получения высшего образования вопросе — о половом воспитании: как показывает мой многолетний опыт работы психологом, тема полового воспитания для многих — «непролазный мрак»! Это касается здоровых людей. А что же происходит с совсем еще молодыми студентами-инвалидами? К сожалению, многие родители никогда не обсуждают с детьми-инвалидами подобные темы, так как их родители тоже не говорили с ними об этом, и так далее в глубину рода. Поэтому многие студенты, оказавшись вдали от дома, в самостоятельной жизни, методом проб и ошибок набираются сексуального опыта (кто способен на это физически), на собственной «практике». Где еще, как не в общежитии имеются условия для «живого и непосредственного общения» с противоположным полом? Такова жизнь во всей ее полноте, и биологические инстинкты отменить невозможно! Поначалу у меня возникла идея, и я даже высказал ее администрации — проводить лекции на общепознавательные темы для всех студентов университета: один-два раза в год приглашать коллег-врачей (гинекологов, урологов), чтобы они в доступной форме рассказывали о половой жизни, с учетом физиологии и распространённых болезней. Но идея так и осталась идей, а вопросы особенностей сексуальных отношений людей с различной степенью физических недостатков, возникающих на этой почве, непреодолимые ограничения в общении и, как результат, всевозможные фобии и социофобии, фрустрации, снижение самооценки, утрата веры в себя и людей, — все это становится непреодолимым препятствием и деструктивным фактором в создании единой, так называемой инклюзивной среды вузов.

Очень важный вопрос, который мучает практически всех студентов-инвалидов — это куда пойти работать и что делать со своим высшим образованием? Самая главная версия, куда пойти работать инвалиду — будущему психологу — это устроиться в крупную или среднюю фирму в отдел кадров и принимать людей на работу. Благо, что они уже могут разбираться в психологии людей и грамотно набирать персонал.

Еще среди них живёт другая «сладкая мечта» — устроиться в среднюю школу психологом и помогать таким же детям-инвалидам, как они сами.

Признаю сразу, что идеи правильные, но, учитывая число выпускаемых каждый год специалистов-психологов, устроиться по специальности чрезвычайно трудно. Могу сделать предположение, что специалистов выпускают гораздо больше, чем существует школ, фирм, предприятий, заводов, где требуются психологи. Надо заметить, что это касается не только инвалидов, но и здоровых выпускников. При этом инвалиду найти работу гораздо сложнее, чем здоровому человеку. Карьера инвалида во многом зависит от степени его заболевания (способа передвижения), имеются в виду инвалиды-опорники, колясочники, ДЦП, ампутанты и т.д. Если подходть к вопросу основательно — это должна быть государственная поддержка и программа по трудоустройству инвалидов.

Если я и упомянул о мечтах и фантазиях студентов-инвалидов, то лишь потому, что мне часто приходилось слышать практически от всех, что родились они здоровыми, но в результате несчастного случая стали инвалидами. Немногие готовы принять и признаться, что родились инвалидами, с врожденной болезнью. Хотя на втором курсе студенты изучают такой предмет, как генетика, при анализе собственной жизни не все учитывают знания, которые получили по данному предмету.

Опыт показал, что психология человека, который, например, до 20 лет жил здоровой жизнью, а потом, в результате несчастного случая, стал колясочником, в корне отличается от психологии человека, того же возраста, но с врожденной инвалидностью, например, ДЦП. Люди с приобретенной инвалидностью зачастую задают себе вопросы: «Почему именно со мной ЭТО произошло?», «И зачем я там оказался?», «Можно ли было этого избежать?». Такие вопросы для молодых людей не всегда продуктивны, так как ничего не меняют в их жизни, но подобными навязчивыми мыслями они нередко загоняют себя в уныние, депрессию или панику. Однако, более позитивные и конструктивные вопросы, например «Что я буду делать?», «Что мне в данный момент следует предпринять?», «Для чего мне дана эта ситуация?» лучше влияют на внутреннее состояние студентов, и на наших занятиях мы искали и находили ответы на них. Но порой настораживали негативные действия и реплики студентов с приобретенной инвалидностью в адрес своих сокурсников с врожденной инвалидностью. Зачастую ситуация была сильно похожа на дедовщину в армии!

Замечу сразу, что студенты-инвалиды, как правило, — люди довольно закрытые, и разговорить их на их личные темы сложно. Но в доверительных групповых занятиях мы выходили на главный вопрос: «Как вы думаете, почему вы стали или родились инвалидом?». Этот вопрос многих ставил в тупик, а некоторые вообще замыкались в себе. Вполне допускаю, что эта информация им не нужна, и, как я уже отмечал, ответ на эти вопросы в их жизни ничего не меняет. Но когда вопрос переводился в более развернутую и привлекательную для молодежи эзотерическую плоскость, когда речь шла о прошлых воплощениях души, — многие сразу с интересом включались в подобные дискуссии [2]. А мой вопрос был довольно прост: «Может быть, в прошлой жизни Вы сильно «разогнались», наделали ненужных для Вас поступков, и поэтому в этой жизни Вас реально «тормозят» болезнью? Может быть, в этой жизни надо спокойно поразмыслить и осознать, что надо поменять в своей душе, сознании и мировосприятии? Может быть, надо получить новые знания о себе, и не потому ли Вы пошли учиться на психологов? Ведь чтобы помогать другим людям, надо сначала разобраться в себе и помочь сначала себе?».

Подобные вопросы я задавал и здоровым студентам — «Что они должны пройти в совместном обучении и общении с инвалидами?» — но сразу получить от них осознанные ответы было достаточно трудно.

Канадский психоаналитик Лиз Бурбо [1] очень доходчиво ответила на вопрос о том, какое метафизическое значение имеют врожденная, наследственная болезнь:

«…такая болезнь говорит о том, что душа, которая воплотилась в новорожденном, принесла с собой на эту планету какой-то неразрешенный конфликт из своего прошлого воплощения. Душа воплощается много раз, и ее земные жизни можно сравнить с нашими днями. Если человек травмировал себя и не смог вылечиться в тот же день, то на следующее утро он проснется с этой же травмой и должен будет ее лечить. Очень часто человек, страдающий от врожденной болезни, относится к ней гораздо спокойнее, чем окружающие. Он должен определить, что эта болезнь мешает ему делать, и тогда у него не возникнет трудностей с выяснением ее метафизического значения. Кроме того, он должен задать себе вопросы, подобные тем, которые приведены в конце этой книги. Что касается родителей этого человека, они не должны чувствовать себя виновными в его болезни, так как он выбрал ее еще до своего появления на свет.

На первый взгляд, наследственная болезнь говорит о том, что человек унаследовал образ мыслей и жизни того из родителей, кто является переносчиком болезни. В действительности же он ничего не наследовал; он просто выбрал этого родителя, так как им обоим в этой жизни необходимо усвоить один и тот же урок. Отказ признать это обычно проявляется в том, что родитель винит себя в болезни ребенка, а ребенок винит в своей болезни родителя. Очень часто ребенок не только винит родителя, но и делает все возможное для того, чтобы не стать на него похожим. Это создает еще большую сумятицу в душах обоих.

Таким образом, человек, страдающий от наследственной болезни, должен принять этот выбор, потому что мир дал ему чудесную возможность сделать огромный скачок в своем духовном развитии. Он должен принять свою болезнь с любовью, иначе она так и будет передаваться из поколения в поколение».

Не секрет, что многие студенты «кочуют» из одного вуза в другой по ряду объективных и субъективных причин. При этом многие сразу отмечают, что в инклюзивном вузе учиться гораздо проще, чем в «классическом». Когда я спрашивал: «Что, качество преподавания другое, или преподаватели менее требовательные?», здоровые студенты отвечали мне, что качество знаний практически как и везде, и что, да, в инклюзивном вузе другой спрос за эти знания! Отмечу, что многие вещи на лекциях приходилось говорить по нескольку раз, в силу того, что не все студенты-инвалиды одинаково быстро успевают воспринять информацию. Действительно, есть общая установка и рекомендация вуза относиться к инвалидам также как и к здоровым студентам. Однако когда видишь отчаянный, испуганный взгляд инвалида, осознаешь всю несостоятельность такой установки. Но самая главная «привлекательность» инклюзивного образования — это система оценивания знаний! А выражаясь проще — обыкновенная уравниловка по оценкам. В этом кроется основной подвох: если инвалид, например, получает свою объективную оценку двойку или тройку, то он автоматически лишается стипендии или вообще отчисляется из вуза, поэтому встает риторический вопрос: «Товарищи преподаватели и вообще старшие люди, многие ли из вас смогут пойти на такой антигуманный шаг, как лишить студента-инвалида куска хлеба? Многие ли из вас смогут потом спокойно спать, зная о том, что вы обрекли практически еще совсем ребенка-инвалида на суровое, скудное существование»? Конечно, совсем безнадежного и трудно обучаемого инвалида никто не будет «тянуть» до окончания вуза, но и специально не будут его «валить», как это делается в обычных вузах. К инвалидам отношение более гуманное и относительно лояльное. На этом фоне, если здоровый студент не «конченный» дебил, то под общую установку инклюзивного образования он также обязательно получает свою «усредненную» четверку или пятерку!

На основании изложенного сделаю предположение: если человек хочет получить только диплом о высшем образовании, не прикладывая особенных усилий, то «You are welcome!» в инклюзивный вуз. Если человек хочет получить и диплом, и знания к нему, каждодневные занятия и развивающие упражнения для своего мозга и т.д., надо выбирать академические проверенные учебные заведения! Но возникает вопрос: «Разве в инклюзивном вузе не может быть по-другому, например, диплом, подкрепленный солидными знаниями»? Конечно, такое возможно! Но для этого требуется постоянное самообразование и саморазвитие! Много ли таких сознательных молодых людей в возрасте 18-25 лет, которых не надо ни подгонять, ни напоминать им об учебе? Зачастую их лень бежит впереди них самих и впереди всего университета!

В университете я преподавал нужные и интересные предметы «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике». На лекциях и практических занятиях всегда царил живой диалог, напоминающий групповой психоанализ, проводились тесты, составлялись опросники, поэтому у меня накопился довольно богатый материал по состоянию внутреннего мира моих подопечных. На одном из таких занятий я на доске выписал две колонки вопросов и ответов: Преимущества и Недостатки инвалидности. Как часто бывает в таких опросниках, ответов получается приблизительно 50 на 50%. В данном опросе, со слов самих студентов вышло, что быть инвалидом, сегодня выгоднее, чем быть здоровым. Без комментариев!

В настоящее время студенты очного и заочного факультетов также кардинально отличаются друг от друга. Как ни парадоксально, но в отличие от Советских времен, когда предприятия, где трудились заочники, требовали от них лишь «корочки» о высшем образовании, сегодня многие заочники стали приходить не только за дипломом, но и за знаниями. Могу сделать предположение, что современная жизнь и условия стали диктовать людям иные принципы в отношении своей будущей жизни, карьеры, финансов, продуктивного общения между людьми и т.д.

ПРО СОЦСЕТИ

Учитывая то, что инвалиды — люди непубличные и довольно скрытные, а проблема с трудоустройством стоит довольно остро, я предложил им поучаствовать в социальных сетях. Поучаствовать на моей странице Facebook в обсуждениях с людьми, среди которых, как мы предположили, могут быть потенциальные работодатели. Поначалу моя идея всем им показалась интересной и перспективной.

Целью и идеей моего эксперимента было научить молодых людей выражать свои мысли в цифровом пространстве, так как сегодня наиболее реально найти работу именно там.

По преподавательскому опыту я знал, что практически все мои студенты (до девяноста процентов, включая и здоровых) — из неполных семей. Также на опыте таких дискуссий хотелось показать им, как на многие жизненные вопросы смотрит общество, что называется, взгляд со стороны.

Но когда дело дошло до реального осуществления моей идеи, то среди участников чата моих студентов оказалось совсем немного. Сработал, прежде всего, страх сболтнуть что-то лишнее, а также стыд и боязнь выражать свои мысли. Но были и смельчаки, активно участвовавшие в обсуждениях. Гарантией стало мое заверение о том, что я не позволю опускаться до оскорблений и хамства, которое присуще некоторым обсуждениям в соцсетях. К счастью, многие мои друзья и подписчики по Facebook, оказались достаточно корректными людьми и достойно выражали свои мысли.

Как обычно [4], я задавал на цветной плашке «провокационный» вопрос, и в ленте шли обсуждения. Приведу некоторые, наиболее интересные обсуждения из соцсети. Имена участников я изменю, комментарии особо не редактирую, чтобы придать дух аутентичности.

Тема 1. КАКИЕ ЧУВСТВА ПОБУЖДАЮТ ФИЗИЧЕСКИ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА «СВЯЗАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ» С ИНВАЛИДОМ?

Из обсуждения (орфография и пунктуация авторов сохранена — прим. ред.):

Юлия: Конкретно, по заданному вопросу. Какие чувства побуждают связать жизнь с инвалидом? Разные у всех. Однажды я познакомилась с человеком, который, конкретно, любил женщин с какой-то инвалидностью, лучше если колясочница. Вот такой он человек, ему нравилось заботиться о ком-то, нравилось, что женщина целиком и полностью зависит от него. Нравилось, что она особенная, что он для неё свет в окошке. Замечу, что она лицом была просто красавица, и фигурка тоже. Так вот, он её обожал, а она, в итоге, предпочла другого. Классический треугольник. Он сильно страдал.

Светлана: Возможно не хватает оптимизма, воли и желания жить (инфантилизм) или же хочется быть нужным, востребованным (проблемы с самооценкой). Желание быть жертвой — совершить подвиг, тем самым заявить всему миру, что ты особенный (недолюбленность в детстве). Но это все печальные истории. А на самом деле мы выбираем не физическое тело, а душу. И как было сказано выше «что души многих инвалидов намного «здоровее», чем души НЕинвалидов». Поэтому люди связывают свою жизнь с инвалидами и счастливы. И здесь важно на сколько ты зрелый, как личность и сможешь справиться с проблемами внешними, бытовыми.

Евгений: Светлана, если на первом месте стоит внутреннее притяжение, т.е. Душа (полностью допускаю! ), то как же биологическая тяга к размножению? Неужели секс не играет важную роль в таких отношениях? Как людям на эти темы общаться?

Светлана: Полноценный секс без души не бывает. Всегда можно найти способ.

Джуди: О том, почему неинвалиды готовы связать судьбу с инвалидами. Пример из жизни. В прошлом году стою на Пушкинской, жду подругу, и вдруг, мимо проходит парень, без ноги, но на протезе выше колена, протез он не скрывает, всё напоказ, протез какой-то весь железный, с блестящими деталями, «коленка» хромированная, блестит, винтики, гайки, пружинки, какие-то поршеньки, всё в движении. Он идет так, словно это не протез, а его собственная нога, уверенно шагает, весело разговаривая со здоровым другом. Просто Терминатор, биоробот, Вау! ! ! ! Энергия и обаяние из него фонтаном. Я залюбовалась, и всё женское во мне встрепенулось так, что я готова была бежать за ним на край земли. Образ так и поселился в моей памяти навсегда. Вспоминаю и его, и те волнительные чувства, что испытала, глядя на него. Что это? Как это? Почему так? С самооценкой у меня нормально, я здоровая, руки ноги на месте, заботиться мне есть о ком.

Алексей: Я вот всегда думал, что «жизнь связывают» по любви.

Оксана: Ой, какая тема…Не знаю, наверное в каждом отдельном случае своя причина. Кого-то возбуждает физический недостаток партнера, кто-то возможно из жалости, а у кого-то это самая настоящая любовь. Я больше года, в инстаграме подписана на семейную пару блогеров, точнее сказать, семьей они стали недавно. Так вот, парень (ему 25 лет), четыре года назад в аварии потерял ногу. Через что ему пришлось пройти, описывать не буду… встретил девушку (необычайная красотка), полюбил ее, она полюбила его, создали семью. Там точно нет какого-то двойного дна, там любовь и это видно. По всякому бывает…

Юлия: Инвалидность инвалидности рознь. Посмотрите параолимпийские игры. Какие Женщины и какие Мужчины! Смотришь и задумываешься о том, это кто ещё инвалид? Есть чувства, отношение к партнёру, желание жить, сила и многое другое, что имеет значение для отношений, а никак не внешность и физическая «полноценность».

Наталья: Разновидность сексуальной девиации есть… Думаю к этому вопросу подходит. Но, знаю я одну парочку, он с Бехтерева 2 стадии, с женой все норм, так вот на столько веселый, обаятельный и общительный, душа компании да и вообще хороший человек, что наверное у нее даже не было шанса не влюбиться. Есть ребенок, он на фитнесе, работает и зарабатывает, путешествует и ведет абсолютно нормальную жизнь (за исключением употребления обезболивающих не массовой продажи, наркотических) жена красотка, т.е. ее выбор не из разряда «ну хотя бы тааакой».

Тема 2. НАСКОЛЬКО РЕАЛЬНО НАЙТИ РАБОТУ ИНВАЛИДАМ? ОНИ ПРИНОСЯТ ПРИБЫЛЬ ИЛИ ОДНИ ТОЛЬКО ПРОБЛЕМЫ?

Из обсуждения (орфография и пунктуация авторов сохранена — прим. ред.):

Дмитрий: Инвалид найдёт, если захочет. Другой вопрос нужно ли ему это? Большинство прекрасно чувствует себя, получая свою пенсию. А по поводу того, приносят они прибыль или только проблемы. Зависит от самого инвалида, если он работник качественный, то условия, которые придётся под него обустроить, оправдают себя, если же нет, то зачем брать инвалида на работу?

Владислав: Очень трудно давать советы в такой ситуации, но программисты сейчас востребованы, если это действительно программисты, а не люди, которые себя таковыми считают и привыкли себя так называть. Заметил, что фразу: «забудьте все, чему Вас учили» любят говорить только те, кто сам учиться ооочень не любит.

Юлия: Прежде всего, как НЕинвалидам, так и инвалидам, перед тем как выбрать профессию, надо бы, прежде всего, взвесить все «за» и «против», т.е. определиться честно, смогу ли я это сделать, моё ли это дело, насколько лучше я смогу сделать то, чем другие. Допустим, бессмысленно инвалиду стараться получить ту профессию, в которой он изначально реализоваться не может. Мечты — одно, а реальность — другое. Надо реально понимать, что есть профессии нам не под силу. Допустим, уже доказано, что инвалиды отлично справляются и гораздо лучше «здоровых» в профессиях, не требующих большой подвижности в пространстве, но они лучше других справляются с келейной исследовательской работой, с реставрационными профессиями, и таких сфер деятельности много. Другое дело, что в стране пока недостаточно тщательно проработан рынок труда, нацеленный конкретно на инвалидов. Нет? Значит надо этот рынок труда создать. И будет всем счастье.

Алексей: Ну, с точки зрения чистой выгоды, предприятиям, а в особенности ИП, выгодно брать в штат 1-2 инвалидов, так как это предусматривает освобождение от уплаты ряда налогов, на сколько мне известно. Но, в тоже время накладывает на работодателя обязательства, в плане обустройства рабочего места и территории предприятия под нужды этих 1-2 инвалидов, так что вот тут и встает вопрос, насколько это целесообразно, и для многих затраты на обустройство являются большим доводом, нежели налоговый вычет.

Тема 3. ВЕРНА ЛИ ФРАЗА: «ПОДОБНОЕ ПРИТЯГИВАЕТ ПОДОБНОЕ», или ПОЧЕМУ ИНВАЛИД ХОЧЕТ ЗДОРОВОГО СПУТНИКА ЖИЗНИ?

Из обсуждения (орфография и пунктуация авторов сохранена — прим. ред.):

Дмитрий: Мне кажется, это своеобразный стыд, та причина, по которой инвалид хочет именно со здоровым быть.

Евгений: Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно (определение из Википедии). Если следовать этому определению, то чего тогда стыдится инвалид? И почему именно на чувстве стыда, он хочет быть рядом со здоровым человеком?

Искандер: Наверное хоть и телом он инвалид, но душой он здоров. И из-за этого хочет компенсировать недостаток материальный, богатством душевной. А может совсем другое…!

Юлия: Если смотреть на инвалидность как на фатальную трагедию, на безысходность, на катастрофу, то счастья не видать никогда. Есть простой приём осчастливиться: если не можешь изменить ситуацию, то измени свое отношение к ней, и тогда многие проблемы сами собой исчезнут. У нас в храме каждое воскресенье бывает семья. Папа, мама, дочь, внук, и сын в инвалидной коляске, очень тяжелый случай ДЦП, с некрасивыми деформациями, умственной неполноценностью. Я было их пожалела и предложила свои услуги, например, посидеть с инвалидом, если им захочется уехать отдохнуть. Но они искренне удивились, видно было, что они нисколько не чувствуют себя несчастными, что у них все в доме хорошо, что они любят своего инвалида, и самое главное, он тоже чувствует их любовь. Не дом, а полная чаша. Я поговорила с ними и поняла, что болезнь сына они принимают не как наказание, а как ценное испытание их человечности, им нравится, что есть о ком по-настоящему заботиться. Кроме того, их маленький внучек и его мама, их дочь, тоже рядом с тяжелым инвалидом нисколько внутренне не страдают, знаете, это когда при взгляде на инвалида внутри сильно и больно сжимается что-то, ком к горлу подступает. Нет, у них лица совершенно спокойные, счастливые. И я им верю.

Алексей: Уверен, что многие инвалиды в данном вопросе будут в первую очередь руководствоваться практичностью, ведь чувства чувствами, а двум колясочникам будет не просто жить вместе (не говорю что такое не возможно, сам знаю случаи, когда все сложилось хорошо в браке у двух людей на коляске). Однако нельзя исключать и фактор банального комплекса неполноценности или же желания окружить себя заботой. Некоторые из инвалидов не отвергают, а напротив, требуют к себе особого отношения в силу своего положения. А значит и спутника жизни себе будут искать подобающего. К слову, подобная схема работает не только с инвалидами, но и с физически здоровыми людьми. Не обязательно иметь физические отклонения что бы иметь вагон и маленькую тележку комплексов, и компенсировать их не работой над собой, как физически так и морально, а выбором второй половинки, которая бы закрывала на все эти недостатки глаза и «принимала бы их такими какие они есть». Но отношения, это не отпуск на Мальдивах, это труд. Для построения успешных отношений нужна отдача двух сторон, нахождение компромиссов в каких-то вопросах. Только тогда возможны здоровые отношения. И не важно, инвалиды это или же нет, тут в большей степени правила одинаковы для всех.

Следует честно признать, что мой эксперимент особо «не пошел в жизнь». Как я уже отмечал, присутствовал страх, стыдливость за то, что могут сболтнуть чего-то лишнего. А чаще всего была лень и «пофигизм» по отношению к себе, по отношению к своей жизни. Но важно отметить, что комментарии читали практически все, хотя многие сами не писали. Да и взрослые люди, мои друзья по соцсетям, как-то сразу «зависли» от таких тем. И главное, к огромному сожалению, будущих работодателей для моих студентов мы так и не нашли!

Но это был опыт выражения своих мыслей, участия в дискуссиях, о которых на лекциях мне студенты прямо или косвенно говорили!

О ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ

Профессию преподавателя можно сравнить с профессией артиста: либо есть талант, либо его нет! Так и в случае с преподаванием: ты можешь много знать, читать, писать, иметь ученую степень, звание, стаж, регалии, но… если ты не можешь доступно и понятно выражать свои мысли, то грош цена всем твоим «преподавательским подвигам»!

Преподавать — это дар Божий! А самой лучшей оценкой этого дара являются знания твоих студентов. Не оценки в зачетках, а их знания, которые они могут использовать и применять в своей реальной жизни. Можно обмануть себя, но своих подопечных — студентов — обмануть довольно сложно!

В инклюзивном вузе к этому дару надо прибавить еще такие качества как ТЕРПЕНИЕ и ПРИНЯТИЕ! Помню, как меня попросили подменить заболевшего преподавателя, и я читал лекцию группе, которая учится на факультете прикладной математики и информатики. В группе 80% студентов имели проблемы с речью, и когда я задавал им свои вопросы, то сильно раздражался из-за того, что я не понимал их слов, языка. У меня не было полноценной обратной связи. Как я тогда считал, уменьшается темп проведения лекции, и я не все им могу донести по данной теме. Но все же выход был найден: студентка, которая относительно хорошо говорила и понимала речь своих однокурсников, выступила в роли переводчика. Да, ушло гораздо больше времени на перевод, лекцию не всю прочитал, но раздражение ушло!

Как я уже упоминал выше, главной установкой инклюзивного вуза является то, что отношение к студентам-инвалидам должно быть таким же, как и к здоровым ребятам. Осуществлять в реальной практике не у многих преподавателей получается, так как в таких случаях срабатывает психотип самого преподавателя, его внутренний мир, его отношение к жизни.

«Цепляют» ли преподаватели на себя страхи, боль, непонимание, раздражение, зависть, обиды и т.д. от своих студентов-инвалидов? Могу утвердительно сказать, что, да, цепляют! Происходит сильное эмоциональное выгорание. Поэтому надо уметь «чиститься» при такой работе. Не зря же при работе со студентами-инвалидами преподавателю доплачивают 20 % к окладу! Доплаты доплатами, но, главное, необходимо уметь «работать» с собой!

Много ли «случайных» людей работает в таких вузах? Да, много, но они либо сразу уходят (это лучший вариант для человека), либо они безразличны как к себе, так и к студентам. Что получается «на выходе», объяснять особо не надо: преподаватель внутренне разрушает себя, начинает болеть, а студенты остаются без знаний или с установками о том, что они никому не нужны!

В инклюзивном вузе обязательно должны работать практические психологи, причем как для студентов, так и для преподавателей! Но этот постулат работает там, на Западе, но не в России, из-за банальной экономии средств и непонимания роли психологов вообще. Зачастую отношение общества к психологам и психологической помощи весьма и весьма пренебрежительное [5].

В инклюзивных вузах обязательно должны быть курсы, тренинги, лекции, называйте как угодно, для преподавателей, чтобы они знали и владели нюансами при работе с инвалидами. Независимо от факультета, от преподаваемой дисциплины, любой преподаватель такого вуза должен знать простые, первоначальные характеристики психосоматического характера болезни своих подопечных, для кого они работают. Преподаватель обязан знать основные особенности психологии студента-инвалида.

Много ли у нас таких обучающих курсов или подготовленных преподавателей для инклюзивного обучения? Вопрос риторический и без ответа!

РЕКОМЕДАЦИИ

В названии статьи стоит выразительное словосочетание «штамповать психологов». Похоже, что в настоящее время психологов становится уже больше, чем самих пациентов. Что же плохого в том, что сегодня психологов так много? Ответ: Здорово, что психологов стало много, по крайней мере, психологические знания широко распространяются в обществе, и это неизбежно способствует росту авторитета Психологии, затуханию почти панического недоверия к ней, просвещению населения. Но, самое главное, надо осознавать, что психология — наука прикладная, и ее надо использовать в первую очередь для себя любимой/любимого. Психология также должна быть приложена к основной работе, например, вы — риелтор, и вам знания по психологии очень пригодятся для получения конечного результата — прибыли. А если Вы директор крупной компании или учебного заведения, то знание психологии, диплом по психологии — это то, что сегодня необходимо любому здравомыслящему и умному человеку!

Поэтому моя рекомендация для студентов-психологов: хотите вы этого или нет, помимо диплома по психологии, надо думать о том, чем реально зарабатывать деньги, а это уже другие знания, другие профессии.

Чем больше будет психологов-инвалидов, тем лучше будет для них самих и для общества в целом. Ведь в процессе учебы, у многих из них идет огромная внутренняя работа, причем идет неосознанно. Студенты-инвалиды прорабатывают свои страхи, неуверенность, тревоги, учатся адаптироваться к реальной жизни и т.д.

В инклюзивном вузе основной действующей силой выступают студенты-инвалиды, здоровые студенты и преподаватели. Я не затрагиваю весь остальной «обслуживающий» персонал (учебная часть, бухгалтерия, столовая, ректорат, библиотека, медпункт и т.д.), от которых в немалой степени также зависит весь учебный и организационный процесс.

Поэтому предлагаю свои общие рекомендации основной группе людей:

Студентам — инвалидам:

— научиться выстраивать отношения со своими сверстниками (инвалидами и здоровыми),
— четко выражать свои мысли, свои желания и стараться следовать им,
— не бояться делать ошибки, главное их осознавать,
— не стесняться говорить и отстаивать свою позицию,
— найти свою половину, «своего» человека,
— определиться и подготовиться в отношении своей будущей работы.

Студентам — НЕинвалидам:

— научиться анализировать свои страхи, отличать свои страхи от привнесённых извне,
— отличать реальные страхи от нереальных,
— научиться «чистить» себя от негативной чужой энергии,
— научиться понимать своё постоянно изменяющееся внутреннее состояние, почему комфорт быстро переходит в дискомфорт,
— быть терпимыми и терпеливыми,
— научиться сопереживать,
— помогать своим сокурсникам, независимо от их физического состояния,
— уметь слушать и слышать,
— активно участвовать в жизни вуза, группы,
— осознанно и корректно выражать свои мысли в отношении того, что вы не принимаете и того, что вам не нравится.

Преподавателям:

— постоянно задавать себе вопрос: «Зачем и для чего я здесь нахожусь?»,
— сопереживать себе и своим студентам,
— проходить супервизию,
— научиться «чиститься» (классическая музыка, церковь, прогулки на природе, осознанный анализ своих мыслей и поступков, чтение духовной литературы и т.д.),
— знать основные психосоматические характеристики болезней своих студентов.

* * *

Знать математические законы, знать зоопсихологию, знать историю, выучить иностранные языки, развивать свое тело физическими упражнениями — да, наверное, все это важно и необходимо всем, кто посвятил себя инклюзивному обучению и образованию, и особенно — студентам-инвалидам!

Но самое важное — это научить студентов выстраивать межличностные отношения между собой, между взрослыми людьми. Научить строить отношения между мужчиной и женщиной! Научить практике выживания в этом непростом и несправедливом мире! Научить жить! — Вот то главное, что должно быть в инклюзивном вузе и то, что должны унести с собой в этот мир, в свою жизнь наши дети после окончания учебы!

Литература:

  1. Лиз Бурбо «Твое тело говорит: люби себя. Самая полная книга по метафизике болезней и недугов» — М.: Издательский дом «София», 2004 — 336 с.
  2. Ньютон Майкл «Путешествия Души. Изучение жизни после жизни». — СПб.: Будущее Земли, 2009. — 328 с.
  3. Саркисян Л.А., Латышева Т.Х., Белозеров Э.К. и др. «Лечебная педагогика» — Московский институт — интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы, 2000
  4. Саяпин Е.В. «Как общаться в соцсетях. Психология для НЕпсихологов» — М.: — Древлехранилище, 2017 — 302 с.
  5. Саяпин Е.В. «Зарисовки о психологах: изнутри и снаружи?!» — Профессиональная Психотерапевтическая Газета, №5 (208), Май 2020 — с. 14 — 19
  6. Юнг Карл Густав «Психология бессознательного» / Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 2006. — 352 с. (Классики психологии)

P.S. Выражаю благодарность своему коллеге — психологу Рыбаковой Юлии Константиновне за полезные при написании данной статьи рекомендации!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *